Статьи

Франшиза без франшизы

Привет, я Сергей Поярков, франчайзи "Додо Пицца" и основатель клиник лазерной косметологии "Ярко". В прошлом франчайзи Subway.

Как к этому пришёл?

Благодаря моей активности 1, 2, 3, 4 на vc.ru мне пишут люди. Интересуются франшизой "Ярко". Или просят проконсультировать, помочь с открытием своего салона эпиляции, клиники и т.д.
Мы не готовы к франшизе. Это отдельный сложный бизнес с кучей конкурентов.
Просто общаюсь с людьми, бесплатно и открыто делюсь всеми инсайтами и знаниями, которые удалось добыть за 5 лет в косметологии.
Со временем я понял, что могу помогать открывать людям такие бизнесы, создать сервис, который будет проводником всего процесса открытия и в дальнейшем будет помогать сэкономить на оборудовании и расходных материалах(за счёт коллективных закупок), иметь встроенный сервис локального маркетинга, создания сайта, лого и так далее. То есть стать ценным сообществом. Эдакая франшиза без франшизы.
Окончательно меня вдохновил обзор стартапа Moxie у Аркадия Морейниса. Всё что вам приходит в голову либо уже сделано, либо пришло в голову минимум 1000 других людей на планете).

Франшиза хорошо или плохо? Плюсы и минусы?

Плюсы:

На рынке много откровенного скама, но есть и годные и качественные франшизы, далее о них.
- Прибыльная бизнес-модель. За вас уже пострадали, наломали дров, потеряли кучу денег, времени и нервов, выкристаллизовали и добились того, что этот чёртов "киоск с шаурмой" генерирует плюс. Не приносит миллиарды, но даёт нормальную прибыль(по меркам отрасли где работает франшиза).
- Вам дадут понятный рецепт запуска такого "киоска". Не бесплатно, но сами вы потеряете намного больше, если решите, что умнее всех и у вас получится "лучше". Лучше у вас получится только если это ваш 10-й бизнес и то не факт.
- Вам будут помогать и после запуска, дадут поставщиков, будут обновлять список услуг(меню), поддерживать сайты и приложения. И если это крупная франшиза, вас будут продвигать на федеральном уровне и так далее.
- Вы можете масштабировать эту модель географически. Вам не нужно много думать и поддерживать кучу процессов. Вы можете сконцентрироваться на экспансии и захвате территорий. Вы можете быстро и сильно вырасти. Больше чем "своя сеть". Примеров много, они не очень публичны, поэтому не на слуху. При этом вам нужны будут большие капитальные вложения.
- Быть частью большого бренда выгодно! Вас знают клиенты, арендодатели, сотрудники, поставщики. Бренд решает. Но это конечно если франшиза уже действительно большая. Если это региональный проект, то даже в соседнем регионе вы такой же ноунейм для большинства как и все "безфраншизные".
Если повезёт и вы выберете действительно годную франшизу - у вас будет ваш "маленький свечной заводик". Он не принесёт вам много, но и голодать вы не будете.

Минусы:

По данным того же Морейниса франшизы это 15% рынков западных стран. С одной стороны не мало, с другой не так уж и много... И минусы вытекают из плюсов.
- Не все решения франчайзёра(тот кто выдаёт вам франшизу) будут положительно влиять на ваш кошелёк. Часто вы не будете понимать их логики, раздражаться, спорить, терять кучу времени на этом. Часто в решениях присуствует конфликт интересов одного франчайзи(тот кто покупает франшизу) и всей сети.
Вы нужны франчайзёру только потому, что у него не настолько много денег, чтобы открывать точки с высокими кап. вложениями самому.
И поверьте, вы будете глотать такие решения, ибо плюсы для вас всё равно будут перевешивать минусы. Но конечно лишь до определённого предела.
- Георафия. Вы не всегда сможете открыться там где хочется. Просто потому что "там" уже есть точка другого партнёра. В плохих франшизах встречается частая ситуация когда точки открываются в одном городе рядом и рентабельность обеих резко падает.
- Поставщики. Тут по-разному у разных франшиз. Но не всегда в вашу сторону. Если это обязательный поставщик и вы по условиям договора не можете от него отказаться он будет вертеть ваши интересы на мужском половом органе. И вы мало что сможете с этим сделать. Да вы можете жаловаться на поставщика франчайзёру, но это долго, нервно и не всегда результативно.
А бывают франшизы где франчайзёру плевать где вы закупаетесь и это ещё более неправильно, потому что это сильно роняет единообразие точек в глазах потребителя, несёт риски и не даёт использовать мощный рычаг коллективных закупок.
- Деньги. Услуги франчайзёра не дёшевы. Зависит от франшизы, но вы будете платить от 6 до 12% от выручки, не от прибыли!
Пример: при выручке миллион в месяц, вы отдадите франчайзёру 100 000 руб. А ведь у вас ещё расходы на сырьё, зарплаты, аренду, налоги, тысячи их...
- Прибыль. Даже качественная франшиза никогда не даст вам гарантии прибыли. Это командная игра и если вы ещё неопытны в бизнесе вы будете сидеть в убытках и закроетесь. А бывают очень конкурентные рынки типа московского, где у вас сзади огромная морковка в виде самых высоких расходов в стране примерно на всё, а с другой стороны в виде "отжатых вниз" цены конкурентов. И вы вроде упахиваетесь, но ничего в карман положить не можете. Чемодан без ручки получается и бросить жалко и тащить тяжело.
- Бренд не ваш. Вы можете использовать его только с ограничениями. Вас легко поменять на другого партнёра. И потеряв бренд вы будете начинать всё с нуля. Ваше имущество без бренда просто хлам, который почти ничего не стоит на популярной доске объявлений.

А что если взять лучшее от обоих миров?

Что если у вас будет надёжный проводник с нужными инструкциями и сервисами и вам не придётся работать под его брендом и подчиняться ему и при необходимости легко с ним порвать?
Мы проведём вас за руку по всем этапам открытия вашей клиники/салона/студии:
- Поможем в выборе локации. Расскажем как и где выбирать. На что смотреть, а на что не стоит.
- Поможем в поиске главного члена команды. Расскажем кто вам нужен на старте, а кто не очень.
- Вместе выберем оборудования и поставщиков.
- Расскажем как быстро и удалённо создать юрлицо.
- Поможем выбрать надёжного подрядчика для лицензирования(его услуги стоят отдельных денег, но важно выбрать того кто не сольётся при первых трудностях).
- Создадим для вас вебсайта, поможем заполнить соцсети и геосервисы. Без этого сейчас никуда. Если вас нет в интернете, вас не существует в природе.
- Составим вместе список услуг.
- Выберем CRM и сделаем первичную настройку филиала.
- Не дадим совершить фатальных ошибок и открыто будем делиться всеми знаниями накопленными за 5 лет в Ярко.

Таким образом вы получите плюсы от обеих систем: Поддержку, понятные инструкции и чужой опыт на старте и далее с одной стороны. С другой не зависимость от чужого бренда, обязательных платежей и полную свободу в развитии.

А что дальше?

Сейчас нам нужен 1-2 клиента. С которым мы вместе пройдём путь к открытию. Пишите мне в ЛС если вам интересно обсудить такое сотрудничество.
Есть задача изучить процесс и понять, что на самом деле нужно клиенту на этапе открытия и первых месяцев работы, а что не очень. Это не будет бесплатно. Мне важно понять, за что клиенты действительно готовы платить. В чём истинная ценность, а в чём её нет.
Далее мы планируем полноценный запуск платформы и создание сообщества, где партнёры смогут:
- получать доступ к лучшим ценам на оборудование и расходные материалы, за счёт коллективных закупок;
- получать консультативную поддержку от наших и привлечённых экспертов;
- делится своим опытом, что сделает всех участников сильнее;
- доступ к сервису локального маркетинга;
- другие нужные сервисы и услуги, сейчас важно понять, что действительно нужно, а что нет.
Сайт наших клиник Ярко.